Обзор Heavy Rain: лучше не стало

Игра Heavy Rain вышла почти десять лет назад. Тогда она была эксклюзивом PlayStation 3, поэтому поиграть в неё мог только владелец модной игровой консоли. В то время эта игра подавалась очень круто: интерактивное кино с обалденной графикой! Люди смело шли в магазин, покупали эксклюзивную диковинку, а потом ей ужасно гордились. Игра срубила с десяток моднейших премий за дизайн, графику, инновации и даже, внимание, за лучший сюжет.

Владельцы топовых компьютеров за страшные тысячи долларов мечтали о том, что вот-вот бравые независимые разработчики «выкатят», наконец, эмулятор PS3, и тогда наступит рай на Земле и благорастворение воздухов: все сразу же его скачают и запустят шедевр от Quantic Dream на ПК в 1080p и с ультра настройками! Чтобы равенство и упячка наступили ещё быстрее, некоторые меценаты даже активно донатили создателям эмулятора. Увы, дальше 12-15 кадров в секунду дело не продвинулось даже на данный момент, зато разработчики подумали-подумали, да и выпустили игру для персональных компьютеров. Об этой версии и поговорим.

Обзор Heavy Rain: лучше не стало

Кругом одни олени

Heavy Rain рассказывает игроку совершенно безрадостную историю об архитекторе Итане Марсе и его семье: жене и двоих ребятишках. Одного из них насмерть сбивает автомобиль, а сам глава семейства, пытаясь спасти сына, приобретает серьёзную травму, из-за которой периодически не помнит, что делал, и где находился последние несколько часов.

После смерти сына семейная жизнь не ладится. Он разводится, съезжает в клоповник на окраине и начинает посещать психоаналитика. Сына видит периодически. В один из таких визитов Марс вновь отключается, а очнувшись, понимает, что потерял и второго сына, Шона.

У полиции плохие новости: похоже, парнишку похитил «убийца оригами», серийный маньяк, активизирующийся в сезон дождей. Его жертвы — дети и подростки, которых он почему-то топит. Судя по всему, их смерть наступает не сразу, поэтому в полиции приходят к выводу, что жертв держат где-то, где уровень воды из-за проливных дождей медленно поднимается. Главный герой узнаёт, что маньяк дал ему шанс спасти сына, но для этого отцу потребуется пройти несколько тяжёлых испытаний…

Обзор Heavy Rain: лучше не стало

По мере прохождения игрок вживается в роли различных персонажей: фотографа Мэдисон Пейдж, агента ФБР Нормана Джейдена и Скотта Шелби, частного сыщика. В роли каждого из них, игрок узнаёт историю персонажей, а также исследует ситуацию с новой стороны, стараясь понять, что же тут вообще происходит, как спасти мальчишку, и кто же, наконец, убийца.

От наших действий в определённый момент сюжета зависит и концовка: кто-то из персонажей может не дожить до конца, а финал и без того печальной истории вдруг окажется совершенно неожиданным. И, к сожалению, во многом это связано не с невероятным талантом Дэвида Кейджа, который практически один создал и поставил такую замечательную детективную драму. По большей части вопросы ко всей игре, а не только к её часто нелогичному финалу, начинают возникать в самом начале, ведь уже спустя полчаса начинаешь понимать, что повествование в Heavy Rain не выдерживает никакой критики.

Чего стоит только завязка: десятилетний пацан в свой день рождения скачет вокруг папы и клянчит красный шарик. Дэвид вообще видел, чем занимаются пацаны в этом возрасте? Да, они всё ещё играют во что-то, как, собственно, и пацаны пятнадцати, двадцати, тридцати пяти и семидесяти лет. Все мы во что-то играем, но Дэвид, шарик можно просить, когда тебе три года. Или лет пять.

В десять лет радующийся шарику здоровый лоб убегает на другую сторону улицы, а потом его сбивает машина, ехавшая на скорости в 20 километров в час? Серьёзно?!

Чем занималась барышня-водитель, которая не смогла затормозить или объехать пацана на пустой улице? Сбила насмерть десятилетнего любителя красных шариков, да ещё и взрослого мужика контузила так, что он полгода провалялся в коме, а теперь испытывает серьёзные проблемы с головой и имеет провалы в памяти.

Ещё вопросы: почему подросток игнорирует отца, не знает правил дорожного движения и убегает на другую сторону дороги, хотя знает, что его просили никуда не ходить? Он точно здоров психически? Если да, то сценарист, похоже, никогда не видел детей вживую. Если нет, то вопросов становится ещё больше.

Обзор Heavy Rain: лучше не стало

Следующая глава рассказывает о том, как контуженный после аварии папаша-архитектор заботливо забирает сына из школы и везёт к себе в берлогу. Зачем ты берёшь к себе пацана, если у тебя голова на несколько часов отключается? Кто вообще так делает, даже будучи не совсем в здравом уме?

Почему после сцены в парке, когда пропал второй сын, копы не опрашивают возможных свидетелей, не делают запрос на доступ к камерам наблюдения и не едут с отцом на место происшествия? Что это за копы, которые только послушали горе-папашу несколько минут, покивали головой, да и пошли по своим делам?

Зачем убийца прислал Шону конверт с кодом от камеры хранения на вокзале до того, как похитил пацана? А если бы Итан просто выбросил письмо, не придав ему никакого значения? Понятно, маньяк хочет дать отцу шанс спасти сына. Но зачем присылать письмо с заданиями заранее?

Обзор Heavy Rain: лучше не стало

Как в коробке из камеры хранения оказалась карта с видео, на котором Шон зовёт на помощь? Преступник специально набил ячейку до похищения, а потом ходил «светиться» туда же ещё раз, чтобы дополнить коробку картой памяти с компрометирующим его видео?

Как маньяк пронёс в камеру хранения пистолет в коробке, если перед тем, как попасть в зону хранения, нужно пройти охранника и рамку? Прошёл рамку — спалился с пистолетом, уже так просто не уйдёшь. Да там и камеры наверняка везде натыканы! В таком месте можно комара в лицо опознать, а уж засечь человека, который дважды за сутки копался в одной и той же ячейке, подкладывая туда всякое, и подавно!

К сожалению, это лишь некоторые вопросы, которые возникают к сюжету уже в первый час игры. Да, некоторые, потому что на самом деле вопросов гораздо больше, но мы не станем утомлять читателя подробным разбором каждой несостыковки в сюжете, а лишь отметим, что все эти провалы допущены в проекте, создатель которого очень гордился им, на каждом углу с умным видом рассказывая о замечательной и самобытной истории, лежащей в основе этого интерактивного кино!

Уже через полтора часа игры количество вопросов увеличивается в разы, но мы специально не будем раскрывать их, чтобы не расстраивать тех, кого наш рассказ о гениальности одного французского игрового дизайнера не поверг в ужас, но подтолкнул к самостоятельному прохождению этого «шедевра».

Обзор Heavy Rain: лучше не стало

Под стать сюжету и диалоги. Иногда вот так слушаешь, что они несут, веселишься, а потом понимаешь: персонажи-то не виноваты. И они всё это серьёзно. А бывает и так: посмотрел очередной эпизод и сидишь, не врубаешься.

После гибели первого сына Итана прошло уже два года. Значит, второму уже лет 12 или 13. Ну, может и 10. По крайней мере, выглядели оба брата как минимум погодками. И этот вот подросток, ложась спать, начинает канючить:

— Пааап, я потерял своего мишку! Я всегда с ним сплю! Найди его!

— Ну лаааадно, я постараааюсь!

Ээээ… Парню точно 10-12 лет, а не 2 года? И, если да, нет ли у него задержек в развитии, как у первого, что погиб из-за красного шарика и незнания правил дорожного движения?

— Как дела в школе, сынок?

— Училка опять наорала, сказала, выгонит, если я ещё раз опоздаю.

— В следующий раз сделаем это вместе.

Что сделаете? Опоздаете? Зачем?!

Под стать сюжету с диалогами и анимация персонажей. Гордишься тем, что твоя студия обладает самой передовой аппаратурой? Взял на работу крутых спецов по лицевой анимации и захвату движений? Выбил денег у Sony на разработку игры? Сделай всё красиво!

Но и тут мы напрасно просим Дэвида Кейджа, автора идеи, сценариста, руководителя проекта, композитора, любящего отца и маститого игрового режиссёра о невозможном. Анимация движений и неестественные выражения лиц основных персонажей даже тогда, десять лет назад смотрелись несколько карикатурно, сейчас же всё это выглядит из рук вон плохо.

Неуклюжие персонажи, бессмысленные движения, странные походки, жуткие гримасы на лицах — вот далеко не полный список визуальных спецэффектов, которые наверняка порадуют любого фаната Quantic Dream, а заодно и напугают миллионы новичков, впервые сумевших приобщиться к этой интерактивной киноленте, каким-то образом получившей культовый статус.

Даже несмотря на то, что игре совсем скоро стукнет 10 лет, к ней всё ещё остались претензии, которых можно было бы и избежать. В отличие от сюжета, который никак уже не исправить, за время, прошедшее с момента релиза, никто не мешал разработчикам устранить большую часть из просто невероятного количества багов. Увы, этого тоже никто не сделал, в очередной раз продемонстрировав своё наплевательское отношение к своим покупателям.

К сожалению, всё записать на видео не получилось, так как некоторые моменты происходят слишком быстро, но вот, пожалуй, один из самых смешных эпизодов, случившихся в самом начале игры. Он невольно подчёркивает то, какой же Итан Марс неудачник: сына угробил, жена ушла, живёт в занюханной дыре на окраине, с головой проблемы, а тут ещё и дождь льёт на него даже в помещении. Не хватает только тучки над его головой, чтобы уже совсем как в мультиках.

Вот персонаж сел в невидимое кресло невидимого автомобиля и поехал, тогда как его настоящая тачка стоит рядом на парковке. Вот у девушки полностью исчезло лицо, когда она умывалась. Остались только глаза и зубы — жуть. Вот пацан прыгает на диван, но остаётся лежать в воздухе прямо над подлокотником. Хозяин пальто ушёл, а само пальто остаётся мокнуть под проливным дождём. Вокруг играет медленная и немного печальная музычка. Вот горе-папаше мерещится его погибший сын, тот начинает его звать, но не прекращает даже после того, как очередной загон кончился: теперь мужик просто ходит по вокзалу и орёт, после чего игра вылетает. Занавес.

Обзор Heavy Rain: лучше не стало

Продолжать можно ещё очень долго, но мы, пожалуй, остановимся и на этом. Всё, перечисленное выше, наглухо убивает и без того зыбкую атмосферу этого гениального интерактивного триллера с элементами драмы. В зависимости от происходящего, можно здорово от души поржать или побеситься — кому что нравится.

Ещё очень расстраивает управление. Ваши игровые механические клавиатуры тут совершенно не помогут, и даже хорошая компьютерная мышь за 200 баксов не может справиться со всеми пируэтами, которые периодически требует отчебучивать игра. Забудьте про клавиатуру и мышь, пользуйтесь старым добрым контролером, хотя и он наверняка не раз «порадует» любого, кто решит задержаться в игре дольше первых полутора часов. Ощущение, что управляешь персонажами, у которых массово затекли ноги, но пытаются этого не показывать, пробудет с игроком до победных титров.

Пожалуй, Heavy Rain следует демонстрировать студентам киношкол, будущим разработчикам игр или начинающим писателям, чтобы они знали, что ТАК делать не надо. Вот для чего она отлично подойдёт.

Обзор Heavy Rain: лучше не стало

Многие попытаются возразить автору, мол, что ты привязался, это же эволюция (революция) в мире видеоигр, ну подумаешь, первый блин всегда комом! Да и вообще, не так уж всё и плохо, это, мол, ты к мелочам доматываешься.

Ну уж нет, уважаемые товарищи. Если бы Дэвид Кейдж не скакал по игровым выставкам и конференциям разработчиков, важно поблёскивая лысинкой, да не рассказывал о том, какой он творец настоящего игрового искусства, не обличал «детские игры про вечного водопроводчика» и не призывал игровую индустрию вырасти из детских штанишек и начать ТВОРИТЬ, как это сделал он, вопросов бы к игре было немного поменьше.

Обзор Heavy Rain: лучше не стало

Отец, семьянин, новатор, фанат взрослых видеоигр, творец интерактивных драм и триллеров, а так же просто очень скромный парень.

Нет, они бы остались, но спрашивали бы с Heavy Rain уже не с такой строгостью. Ну да, мол, чувак попробовал, «запилил» какое-то там кинишко за 2300, молодец даже, только бы режиссёра нормального нашёл, да пару сценаристов. Ну и уволил бы того парня, что отвечает за анимацию…

Прошло почти десять лет, а игра всё так же ужасна, как и на старте, по-прежнему не выдерживает никакой критики, но упорно не даёт о себе забыть, зачем-то переиздаваясь то на PS4 в качестве самостоятельного проекта и в составе сборника, то на ПК. Самое же интересное, что кто-то по-прежнему поддерживает её культовый статус, отказываясь признавать очевидное. Увы, но автор — не из их числа. Извините.

Ах, да, под конец вспомнился ещё один вопрос, который на во время прохождения то и дело всплывает в голове. Какого чёрта в городе, где постоянно льёт дождь, все ходят без зонтов?!

wiiu.pro